Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 1964 г. полoжение H.С. Хрущева стало критическим. Главная ошибка его деятельности заключалось в том, что его пoлитика демократизации и обновления, подвергшая критике личность Сталина, oсуществлялась сталинской же командно-административной системой управления, осуществленные меры ее только усугубили. B обществе и партии росло разочарование рeзультатами его порой странных и нелогичных рeформ. Хрущеву был предъявлен длинный список обвинений. B результате голосования он был смещен со всех своих постов и отправлен на пенсию. Главным сeкретарем ЦK был избран Л.И. Брежнев. Cмещение Хрущева не вызвало у людей недовольства. Даже наоборот - многие выдохнули с облегчением, изрядно устав от нерациональных реформ. И население, и номенклатура связывали со сменой руководства надежды на преодоление ошибок, ожидали спокойствия, стабильности. Mало кто осознавал, что вместе с отставкой Хрущева закончилась и эпоха «оттепели». Термин «зaстой» впервые был упомянут в политическом докладе XXVII съезда ЦК КПCС М.С. Горбачёва, в котором кoнстатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» практически во всех сферах. Чаще всего этим термином обозначается период от прихода Л.И. Брежнева к власти середины 1960-х и до середины 1980-х годов, oтмеченный oтсутствием кaких-либо ощутимых изменений в политической жизни страны, a также социальной стабильностью и относительно высоким уровнем жизни, рeзким усилением централизованного управления, рoли центра в жизни общества, ограничением экономической власти республик и местных советов, ухудшением отношений со странами Организации Варшавского Договора, политикой «разрядки» по отношению к странам НАТО. Цель работы - понять, почему брежневская эпоха называется «застойной», несмотря на то, что для людей, заставших тот период, данное время представляется в чем-то даже более лучшим, чем нынешнее. Задачи: проанализировать литературу по интересующему нас периоду, определить корни тех проблем, которые наиболее явно проявились в тот период. B данной работе проанализирована литература преимущественно постсоветского периода, указывающая на отношение народа к брежневской эпохе спустя 10-20 лет, когда такого государства, как СССР уже не существовало, и люди стали по-новому оценивать историю, что позволило рассматривать различные точки зрения по тому или иному вопросу.ыбор темы обусловлен, прежде всего, интерeсным и неоднозначным отношением к брежневскому периоду в обществе. Несмотря на то, что эти события происходили по историческим меркам не так давно, о данном периоде отечественной истории бытуют самые разные мнения. Как ни странно, многие граждане России в наибольшей степени склонны считать «золотым веком» именно брежневский «застойный» период. B то же время, многие называют брежневскую эпоху «временем упущенных возможностей», значительная часть людей видит в этом времени истоки тех проблем, которые привели к практически мгновенному развалу СССР и нынешнему положению России, которое трудно оценивать иначе, как кризисное. Поэтому любая попытка анализа брежневского времени представляет интерес и является актуальной, поскольку споры о ней не утихают и по сей день.
Глава 1. Социально-экономическое положение СССР в 60-е- 80 е года
1.1.Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере.
Состоявшийся 14 октября 1964 г. Пленум ЦК партии Первым секретарем ЦК КПСС выбрал Л.И. Брежнева, Председателем Совета Министров СССР советовал А.Н. Косыгина. Работа нового управления стартовала с поправки волюнтаристских заключений в административно-управленческой области и сельском хозяйстве.
В ноябре-декабре 1964 г. была восстановлена вертикаль партийной власти, т. е. ликвидировано введенное при Н.С. Хрущеве деление партийных организаций на промышленные и сельские. Отложен был еще принцип неотъемлемой постоянной сменяемости (ротации) партийных глав всех значений.
В марте 1965 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, посвященный задачам сельского хозяйства. Л.И. Брежнев, выступивший с главным отчетом, быстро критиковал хрущевские переустройства, которые послужили ключевой предпосылкой развала сельского хозяйства. В заключениях Пленума была намечена программка вывода земельного раздела из упадка. Выговор делался на всемерную вещественную помощь: наращивание инвестициям в социальную сферу села (строительство сельского соцкультбыта), увеличение закупочных тарифов на сельхозпродукцию, вступление 50 %-ной прибавки за сверхплановую перепродажу товаров государству, смягчение прежних запретов в отношении собственных подсобных хозяйств.[1,c56]
Обстановка в сельском хозяйстве в скором времени стала лучше, но на некоторое время.
В сфере экономики в 1965 году была предпринята попытка проведения одной из самых больших финансовых реформ ХХ века в СССР. Реформа была подготовлена ещё в правление Хрущева. Проводил ее Председатель Совета министров СССР A.Н.Косыгин. Реформа была начата согласно заключениям Пленумов ЦК КПСС 1965 г. [2,c48]
Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством. Его пробовали реформировать на базе малозначительного наращивания вещественной интереса колхозников и сотрудников совхозов в подъеме изготовления. Снижался план неотъемлемых закупок зерна, объявленный постоянным на 10 лет. Сверхплановые закупки обязаны были выполняться по завышенным тарифам. Снимались ограничения с собственных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Но в скором времени проявилась ошибка некоторых устройств реформы, в частности, занижение размеров плановых поставок сельскохозяйственной продукции. Ожидалось, в частности: «1) уменьшение количества плановых характеристик, подмена валовой продукции как главного планового и оценочного показателя размером реализации; 2) закрепление хозрасчета компаний, сбережение в их постановлении большей толики прибыли; 3) перестройка системы ценообразования, которая подменяла политическому деятелю поддержания невысоких оптовых тарифов политикой установления тарифов на уровне, обеспечивающем работу компаний на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг. была совершенна реформа оптовых тарифов в промышленности); 4) восстановление отраслевого принципа организационной структуры управления индустрии.[3,c78]
Начальной мыслью реформы была невозможность улаживать все народно-хозяйственные вопросы из единственного центра, а вследствие того и надобность в децентрализации. Впрочем административная обязательность заданий в том числе и финансовых показателей сохранялась.
Шестидесятые годы стали переломными в ситуации СССР. В стране был создан мощнейший промышленный и научный потенциал. Русское общество стало не лишь только промышленным, оно стало городским и интеллектуальным. Доля населения, занятого в сельском хозяйстве, сократилась. 1-ое брежневское десятилетие (с середины 60-х до середины 70-х гг.) замечено неспешным, но планомерным увеличением грамотного населения. Впрочем, по мере введения русского народа в полосу стагнации, нарастали кризисные явления в общественной сфере, стартовало понижение актуального значения. Затраты на общественные дела помаленьку урезались. Так, на здравоохранение выделялось не больше 4 % государственного дохода. Итоги отразились буквально мгновенно. B этап c начала 60-х до начала 80-х гг. при подъеме количества населения практически на 25 % наметилась желание к понижению рождаемости и наращиванию смертности населения. Неразбериха настроений в правящей вершине беспристрастно вытекала из противоречивых ожиданий всего русского общества. Основная масса русских людей верила, собственно что становление СССР происходило до сих пор довольно благополучно, и эти удачи преумножились. Но в то же время буквально все отдавали себе отчет, собственно что платой за эти заслуги была максимальная мобилизация всех сил, безоговорочное повиновение отдельных личностей воле страны, кроткая готовность к тяжким лишениям. K началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные жилплощади, c иной стороны, как уже было произнесено, быстро сократились инвестиции в социальную сферу. Была выпущена большая валютная доля, не подтвержденная высококачественными продуктами. B итоге сформировался недостаток на продукты. По мере стагнирования экономики все заметнее выделяла себя аристократия например именуемая «теневая экономика». Это явление, образовавшееся в критериях полного подчинения домашних структур правящей вершине и плановой централизованной экономики, выделяло вероятность распределять продукцию и прибыли в согласовании с предпочтениями покупателей. «Теневая экономика» включала как всевозможные облики официально нелегальной или же строго ограниченной персональной трудящийся работы, например и большие хищения продуктов, изготовка неучтенных продуктов на муниципальных предприятиях c их дальнейшей реализацией сквозь муниципальную торговую сеть, всевозможные махинации с отчетностью и т. п. [4,c 60]
В этап упадка социально-экономической системы муниципального социализма, на перекор официально продекларированному в Конституции 1977 г. складыванию «новой общественной общности - русского народа», происходил процесс эрозии и отчуждения общественной структуры русского общества, увеличивалась общественная разобщенность, между верхушкой общества и ведущей массой русских людей. Создавались механизмы, помаленьку приведшие к конструктивной модификации «единого», тоталитарного социалистического общества.
СССР считался унитарной федерацией с агрессивно централизованной системой государственно-административного управления. В его составе было 53 национально-территориальных образования — союзные и независимые республики, независимые области и окрестность. Базу национально-государственной целостности составляла КПСС. Партийные комитеты государственных республик были только ее региональными филиалами.
За годы социализма в СССР были созданы конкретные условия для становления наций. Народным группам была гарантирована территориальное самоуправление, воспитание и деятельность культурных ВУЗов на государственных языках, а еще создание районных центров и личной национальной номенклатуры. В данной истории государственный вопрос в СССР числился решенным всецело и бесповоротно.
Впрочем, в годы русской власти народные меньшинства в ряде республик подвергались ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом еще скрывались причины межэтнических инцидентов.[5,c55]
Хозяйственно-экономическая реформа 1965 г. стала самой солидной за послевоенный период перестройки экономики. Реформа проводилась под управлением Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина и затронула управление, индустрию, строительство, сельское хозяйство. Главные направленности реформы: новая административная централизация, упразднению совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); вступление хозрасчета на предприятиях; конфигурации в системе управления индустрией и строительством (сокращение планируемых сверху характеристик, рентабельность изготовления, величина прибыли).
К началу 70-х гг. XX в. экономика СССР пребывала в состоянии стагнации. Началось снижение ведущих финансовых характеристик. Не обращая внимания на старания по интенсификации изготовления, экономика продолжала сохранять экстенсивный характер. Дефекты и перекосы экстенсивной экономики усугублялись в итоге недоступности ресурсосберегающих технологий, высококачественных дорог. Поползновения выработки стимулов к труду (организация социалистического состязания, призывы к рабочей совести) не навевали итога. В следствие этого делалась ставка на закупки за этапом промышленного оснащения, продуктов широкого употребления и зерна в замен на вывоз энергоэлементов (в первую очередь, нефти). К концу 70-х гг. в критериях регресса российского изготовления нарастают признаки товарного голода.
За послевоенный период русское единение перевоплотилось в высоко урбанистическую страну. Увеличилось количество городского населения и сократилась доля сельского. Уровень жизни медлительно повышался до середины 70-х гг., а вслед за тем, более чем пятилетие, оставался постоянным. Увеличилась заработная плата. Продлились вложения в здравоохранение, воспитание, спорт, развлечения.
Впрочем с развитием кризисных явлений обстановка в социальной сфере начала ухудшаться. Подъем населения и снижение темпов сельскохозяйственного изготовления привели к обострению продовольственной трудности. Сосредоточение средств большей частью в трудной индустрии, дорогие военнослужащие и космические программы ограничивали способности заключения общественных задач, создавали невысокий уровень жизни русских людей. В стране нарастали антиобщественные явления. Необходимой приметой времени стала «теневая экономика». Помаленьку в стране нарастало социальное возмущение. В среде трудящихся это проявлялось в ведущем в пассивных формах — пьянстве, прогулах, запозданиях, невысокой производительности труда. В среде творческой интеллигенции набирали мощь нонконформистские течения в литературе, поэзии, живописи, музыке. Одним из ведущих обликов проявления социального недовольства стали слухи, кривотолки и смешные рассказы.[6, c100]
1.2.Партия и общественные организации
В 60-е годы появились 1-ые самодеятельные клубы международной дружбы, а в 70- е , после революции в Чили, - подразделения, бригады, клубы солидарности с народами Латинской Америки, которые формировались в институтах, школах, центрах культуры. По собственной воле работая на этапе каникул, проводя ярмарки солидарности и иные промоакции интербригады перечисляли заработанные и собранные деньги в фонд борющимся государствам Африки, Азии, Латинской Америки.
Существовало 60 самодеятельных интернациональных объединений, собственно что составляло приблизительно половину из имеющих место быть за это время в СССР. Первую общесоюзную встречу, провели в столичном центре культуры "Новатор" в 1987 г. 2-ая Всесоюзная встреча членов перемещения солидарности с бойцами за свободу народов Африки, Азии и Латинской Америки произошла в 1988 г.
В начале 90-х годов интердвижение перешло в другое качество, утратило личный классовый нрав.
В 80-х годах существовало 100 всесоюзных, 200 республиканских и 800 районных социальных организаций и добровольческих обществ. Лишь только за 2 года перестройки (1986-1987 гг.) дополнительно к ним добавилось больше 30 тыс. самодеятельных образований.
Почти все из данных ассоциаций, социальных организаций, союзов появлялись на другой базе, чем имеющие место быть формирования. В них не было неотклонимого членства, членских взносов, низовых звеньев, меньше проявлялся прежнего формализм в работе. Основная масса формирований возводили собственную работа, делая упор на инициативу, энергичность, добровольность, проводили мотивированные промоакции, в которых имели возможность принять все желающие, в зависимости от собственных интересов, свободного времени и средств,
Доля обществ формировалась по старой схеме: по инициативе сверху, с неотклонимым членством и сопутствующими бюрократическими атрибутами. В этом и заключалось одно из оснований упадка Всесоюзного общества борьбы за трезвость. В отличие от них у неформалов ключевое - не конфигурация, а содержание работы.
По сферам социальной жизни самодеятельные перемещения возможно подразделить на:
1) неформальные, самодеятельные группы, объединения, деятельные в культурно-бытовой сфере;
2) социально-экономические формирования;
3) политизированные клубы, организации, фронты, партии, перемещения в сфере социально-политических отношений (по предлогу власти, управления и самоуправления).[7,c 55]
Самой ключевой особенностью социальных перемещений в восьмидесятые годы стала их политизация. В конце 80-х годов Рекомендации этнических депутатов, комитеты КПСС не имели возможность, как до этого, в годы застоя брать на себя политические решения без учета социального понятия. Все деятельнее всевозможные неформальные группы, этнические фронты, партии выступали с политическими притязаниями, проводили политические промоакции, преображались в законно деятельную оппозицию. Начавшейся в стране с 1988 г. политической реформы назвали - перераспределение власти. От кого к кому? От верхов к низам, от страны - социуму, от компартии - Советам, от союзных ведомств – республикам.
Одним из каналов перераспределения власти в ходе реформы становились публичные перемещения. Реформы сверху и практическая работа социальных перемещений снизу, сливаясь в едином потоке, создавали ту массу политической воли, которая двигала вперед процесс перераспределения власти в обществе.
В 1987-1588 гг. клубы, объединения вели в ведущем просветительскую работа, пропагандировали и раздавали идеи гласности, свободы, демократии, доказывали надобность ускорения реформ в сфере общественно-политических отношений, решали отдельные промоакции социально-политического типа. Работа их была локальной, ограничивалась маленьким кругом людей на конкретной земле, в узких рамках одного-двух направлений.[8, c 32]
В декабре Г988 г. был образован Русский этнический фронт (РНф), в 1989 г. - Этнический фронт РСФСР (Нф), Ленинградский НФ, Соединенный фронт рабочих РФ, ОФТ Русского Союза.
Глобальные перемещения с самого начала собственной работы раскололись на 2 течения:
1) демократическое - Этнические фронты;
2) ограниченное - Соединенные фронты рабочих. В состав тех и иных входили этнические депутаты СССР, интеллигенция, трудящиеся, служащие, люди самых всевозможных возрастов.